18.03.2011

Учить местных тренеров будет Международная академия гандбола

Молодые белорусские тренеры по гандболу, работающие с детьми, должны быть счастливы: в последнее время со стороны федерации им внимания достается вдоволь. Это и выплата надбавок молодым специалистам от БФГ, и проведение семинаров с участием зарубежных лекторов, и обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, методической литературой. 

Знаковым стал визит в Минск датских специалистов Клауса Хансена и Ларса Мюллера. А затем белорусскую столицу посетил и руководитель Международной академии гандбола, которая базируется в Норвегии, Игорь Шестаков.

В программу его четырехдневного семинара были включены теоретические и практические занятия. Поскольку этот визит — первый в серии запланированных в Беларусь, начались занятия с основ гандбола, с чего собственно и стартует занятие этим видом для детей, приходящих в спортивные школы. Лектор и слушатели обсуждали начальные технические элементы и применение игр в тренировках, игровые ситуации и использование знаний в занятиях. В конце семинара подвели итоги. То есть, по сути, участники заложили базу для своего дальнейшего образования, чтобы использовать его для подготовки юных гандболистов на собственных тренировках.

Корреспондент «СП» пообщался с участниками семинара во время одного из учебных дней.

Сергей РЕПКИН, заместитель председателя БФГ:

— Идея федерации — обновить знания и методики наших тренеров, которые работают именно с подрастающим поколением. Акцент работы федерации сейчас смещается на развитие и организацию детского гандбола. В основе этой работы — как раз поднятие уровня специалистов. Мы хотим прийти к единому стандарту подготовки молодых игроков. Для этого и заключили контракт с Международной академией гандбола и пригласили лектора — Игоря Шестакова. Он более 15 лет работал над методикой подготовки гандболистов. Запланировано проведение шести семинаров в год. Для участия в них мы отобрали по всей республике 25 тренеров. Брали тех, кто помоложе, у кого есть перспективы и, самое главное, желание работать. Этот учебный курс начинается с самого начала, с элементарных вещей. Одной из идей было добиться, чтобы на семинаре существовал интерактив, чтобы участники поняли те методики, которые предлагает Игорь Шестаков, вели с ним дискуссию. Возможно, кто-то смог бы предложить свои идеи, собственное видение проблем. По итогам каждого семинара тренеры будут проходить определенные тесты, чтобы выяснить, как слушатели усвоили учебный материал. А когда пройдут все шесть «сессий», мы сможем сказать, кто и как усвоил весь курс лекций. Хотелось, чтобы все тренеры следовали одной методике.

— Приглашение в Беларусь Игоря Шестакова — не первая подобная акция БФГ. В конце прошлого года в Минск приезжали датские специалисты Клаус Хансен и Ларс Мюллер, а также Алла Матушковиц из Австрии.

— На предыдущем семинаре больше рассказывалось об особенностях развития датского детского гандбола. Но за те два дня было сложно детально разобрать все аспекты работы детских тренеров. А теперь все задумано так, чтобы наши тренеры пошагово вникали в каждую из методик, разбирая техники ловли мяча, броска, обыгрыша и так далее. Каждый шаг разбивается на аспекты, предлагаются варианты. Это фундаментальный подход, в котором раскрывается сущность каждого из элементов.

— Если человеку, который обладает хотя бы минимальными болельщицкими знаниями о гандболе, сказать, что к нам приезжают из-за рубежа учить нас работе с детьми, справедливо возникнет вопрос: почему страна, которая воспитала олимпийских чемпионов, вынуждена теперь обращаться за помощью к зарубежным специалистам?

— Каждое гандбольное государство работает по своим методикам, оригинально развивается, имеет особенности. Мы обратили внимание на уникальность методики, которую предлагает Международная академия гандбола. Традиции в нашем виде спорта в Беларуси сохранены, но привнести что-то новое, актуальное не помешает. Не секрет, что французы, немцы, датчане постоянно вкладывают в разработку новых методик подготовки серьезнейшие средства и тоже привлекают к этому процессу большое количество иностранцев. Получая новую информацию, мы тоже можем выйти на высокий уровень развития.

— Как проводился отбор тренеров для участия в этих семинарах?

— Был сделан запрос в гандбольные школы, и уже они предлагали специалистов. Оговаривались определенные критерии: возрастной, достижения в карьере и обязательно владение компьютером. Все методики строятся на работе с ЭВМ. Нужная информация имеется на сайте Академии гандбола. Участники семинара пройдут регистрацию и смогут пользоваться этим порталом. Также они получат домашние задания, которые нужно будет выполнять, обращаясь к сайту. Нам высылали предложения, их было более 30. Но для эффективной работы семинара участников должно было быть 25. Федерация принимала решение о том, кто попадет на эти занятия. Состав участников будет стабильным, они пройдут все шесть семинаров. У нас количество тренеров в разных регионах неодинаковое. Например, в Гродненской области их больше, чем в Брестской. И очень важно, чтобы участники правильно усвоили знания, которые предлагает Шестаков, и уже на местах их распространяли. Если появится результат, будем и дальше развивать сотрудничество с Академией.

— Расскажите о Международной академии гандбола, что она собой представляет?

— В первую очередь нужно сказать о ее руководителе Игоре Шестакове, который и проводил наш семинар. Он долго работал в Москве, но 11 лет назад его пригласили в Норвежскую федерацию гандбола, где он занимался непосредственно подготовкой юных спортсменов. А затем создал свою Академию гандбола. Она сотрудничает с разными странами: Литвой, Россией… Беларусь Шестаков посетил не впервые: он уже два раза читал лекции в нашей Высшей школе тренеров. Его работа нашла у наших специалистов положительный отклик.

— Последующие семинары также будет проводить Шестаков?

— По первоначальной договоренности, да. Но его может заменить кто-нибудь из Академии гандбола. У Игоря есть серьезное преимущество — владение русским языком. У лектора и слушателей нет проблем в общении, наоборот, очень хороший контакт, о чем говорят многие участники.

Андрей МОЧАЛОВ, участник семинара, тренер женской юниорской сборной Беларуси (U-15), тренер клуба «Берестье»:

— Занятия проходят достаточно интересно. У Игоря Шестакова собран большой объем информации, видно, что он проделал огромную работу. Если семинар датских специалистов был намного короче и информация получилась скомканной, то здесь сведений мы получаем намного больше. Возможно, в этом и небольшой минус, так как сложно обработать весь материал, на это уйдет очень много времени. Но для себя я определил, что семинар очень интересный. А для специалистов, которые работают непосредственно с детьми, это вообще бесценный опыт. Время на занятиях летит незаметно.

— Были какие-то моменты на лекциях, которые противоречили имеющемуся опыту?

— Глобального неприятия каких-то данных не было. Иногда пытался объяснить Шестакову свою точку зрения, он высказывал собственную. Но такого, чтобы меня учили одному, а лектор показал совершенно другое, не было. Есть маленькие нюансы, которые не слишком актуальны.

— В чем же польза этого семинара?

— Если я провел в гандболе всю жизнь, выступал за разные клубы, то многие из здесь присутствующих стали тренерами, просто закончив спортивные учебные заведения, и не имеют большого опыта. Для них такие занятия просто бесценны. Концентрация информации в одном месте очень важна. Например, все те сведения, которые давали на прошлом семинаре датские тренеры, я знал, еще когда сам был молодым. Но посидел на лекции, записал информацию в тетрадку — и уже беру знания не из головы. Вот и Шестаков правильно сказал: «Ребята, я за вас выполнил большой объем работы, вам осталось только посмотреть мои труды и выбрать для себя нужные упражнения». Это ключевой момент.

— Полученную на семинаре информацию нужно будет распространять уже непосредственно вам…

— Естественно. Будем надеяться, что знания, полученные молодыми тренерами, пойдут дальше в жизнь. Честно говоря, считаю, что и многим нашим возрастным специалистам не помешало бы поприсутствовать на таком семинаре. Возможно, они пересмотрели бы свои взгляды на тренировочный процесс. Для себя же отметил такой момент: отказ от кроссовой подготовки. Я всю жизнь работал с наставниками, которые ставили ее во главу угла при физических нагрузках. Шестаков объяснил, что она неправильна, лучше проводить другую работу, которая будет намного полезнее для гандболистов. Когда я играл, тоже считал, что от кроссов толку не так много. Если буду самостоятельно тренировать команду, этот момент для себя обязательно учту. Выносливость можно поднять и без кросса, ведь это не только тяжелая, но и нелюбимая игроками работа. А когда не получаешь удовольствия от труда, проку от этого мало.

Игорь ШЕСТАКОВ, руководитель Международной академии гандбола:

— Расскажите о работе Международной академии гандбола.

— Ее основная задача — создание разработок научно-методической литературы. Затем мы пытаемся внедрить ее в практику клубов и федераций.

— А как вы лично пришли к такой работе, откуда появилась склонность к методике, науке?

— Это надо спрашивать наверху (Смеется.), пришло это желание оттуда. Так сложились обстоятельства, что по окончании московского института я остался работать на кафедре, затем защитил кандидатскую диссертацию. К сожалению, не было возможности продолжить преподавательскую деятельность, и я ушел на тренерскую работу. И на протяжении девяти лет занимался этим: начинал работать с детьми, а затем уже трудился с юношескими и молодежными командами России. Практические знания и те, что были получены в аспирантуре, накладывались друг на друга, и пришел момент, когда необходимо было изложить на бумаге накопленный опыт. Чем сегодня и занимаюсь. Когда я начинал работать тренером в спортивном клубе «Кунцево» в 1994 году, его президентом мне была поставлена задача — создать в клубе многослойную и многолетнюю программу подготовки игроков. Чтобы в последующем выйти на создание современных методик, которые сейчас начинают реализовываться на практике.

— В 2008 году вы претендовали на пост главного тренера национальной сборной России. Захотелось большой игры?

— Я смотрю на роль главного тренера сборной немного с другой стороны. Это не только достижение результата. Ведь главком Национальной команды является мотором, который способен создать структуру подготовки. Именно на родине я хотел это сделать. Чтобы не только руководить какой-то одной командой, но и выстроить систему подготовки под нее. У индусов есть такая поговорка: трубочист должен забраться на самый верх, потому что снизу его работу выполнить невозможно. Я рассматривал эту работу именно как возможность попасть на верх гандбольной иерархии. Почему не удалось возглавить сборную России? Видимо, руководство решило, что были более достойные кандидаты, и отдало предпочтение другому человеку. Это их право.

— Какое впечатление оставила у вас работа семинара?

— Мне было в Минске очень интересно работать с людьми, у которых горят глаза, которые пришли для того, чтобы получить новую информацию. Очень приятно трудиться с теми, кто не стесняется и задает вопросы. Я открыт для любого слушателя так же, как и любой слушатель открыт для меня.

— Сколько подобных семинаров вы проводите в год?

— Семинары — это вершина айсберга. Основная моя работа — разработка научно-методического материала. Это невидимый труд за компьютером: создание программ, методик. Бывает, провожу занятия, в среднем порядка пяти-шести семинаров в различных странах.

— Можно ли заработать себе на жизнь таким трудом?

— Пока реальных доходов от такой деятельности я не получаю. Но остаюсь оптимистом и уверен, что со временем, когда качество продукта достигнет необходимого уровня, работа станет приносить не только моральное удовлетворение. Чтобы заработать деньги, нужно выходить на западный рынок. Здесь — в России, Беларуси — это сделать очень сложно, потому что очень невелико количество тренеров. Но чтобы попасть на Запад, нужно имеющийся материал довести до совершенства. Очень благодарен Белорусской федерации гандбола за то, что пригласила меня в вашу страну, дала возможность выступить здесь и попробовать на более высоком уровне реализовать собственные теоретические разработки. Я сотрудничал и продолжаю это делать с клубом «Лада» из Тольятти, но работа с национальной федерацией — это для меня уже следующий уровень. Я получил в Беларуси довольно большой опыт, мне интересно общаться с людьми, чтобы создавать продукт, который будет отвечать запросам потребителей. А для этого нужно приезжать, общаться с людьми.

— В чем уникальность вашей методики?

— В ней представлены материалы, которые не имеют аналогов в мире. Возьмем, например, классификацию техники полевого игрока — ее нет ни в одной федерации, ни в одной стране. А когда мы обычно говорим о технике броска, то подразумеваем одно движение, которое выполняет гандболист. В моей же методике представлен широкий регистр: бросок состоит из 94 различных способов. Все многообразие движений, которые имеются в гандболе, собраны в одну классификацию. И она содержит не только мое видение, потому что я имел возможность пообщаться и посмотреть, как работают тренеры в других странах.

— А в чем особенность работы детских тренеров в той же Норвегии?

— Советская система подготовки спортивного резерва, которая продолжает существовать и в России, и в Беларуси, имеет в своей основе профессиональную работу специалистов, которые тренируют детей. Отбор игроков происходит не за счет качественного труда наставника, а за счет массовости. Таким образом, создается необходимая база, и тренеры профессиональных клубов имеют большой материал для выбора. Однако сегодня этот принцип уже не работает . Так что единственный выход для достижения высокого уровня развития гандбола — это переучивание и повышение квалификации специалистов, которые работают с подрастающим поколением. Соответственно, повысится и качество подготовки гандболистов, что затем скажется и на выступлении клубных и национальных команд.

— Когда детям лучше всего начинать заниматься гандболом?

— Наиболее оптимальный возраст — с девяти лет. Но сейчас мы разрабатываем программу, по которой тренировки начинаются с семи. В первые два года основной задачей подготовки является развитие физических качеств, которые потом будут востребованы. За счет широкого использования игр и эстафет — того, что так любят дети — мы закладываем необходимую базу. Ведь начало непосредственно гандбола подразумевает большую подготовительную работу.

— Бывают ли во время ваших семинаров случаи, когда слушатели принимают предлагаемую методику в штыки?

— Я стремлюсь дать людям информацию и показать, что есть другие подходы, то есть предлагаю альтернативу. А уже сам специалист определит, какая из этих методик ему больше подходит. Я не собираюсь никого обращать в свою веру.

Судя по высказываниям непосредственных участников прошедшего в Минске семинара, Hациональная федерация гандбола окончательно определилась с путями развития вида спорта в нашей стране. Это в свою очередь вселяет оптимизм, поскольку позволяет белорусской сборной и клубам идти в ногу со временем, а не прозябать на задворках Европы. Дело осталось за малым — воплотить современную гандбольную теорию в эффективную игровую практику.

(По материалам сайта УГЛ handball.in.ua)